+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Пятнадцатого апреля 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений Алексей Дудин в онлайн-режиме провел лекционное занятие по вопросам деловых коммуникаций для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, обучающихся в Волгоградском государственном университете (ВолГУ) по направлению "Стратегический и проектный менеджмент". По отзывам слушателей информация была для них интересной и полезной.

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" решила открыть рубрику "Вопрос-Ответ" в рамках сообщества "Риторика. Публичные выступления. Ораторство" в социальной сети "ВКонтакте".

В рамках рубрики планируется публиковать видеответы на вопросы, которые будут поступать от участников сообщества.  

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех дам с праздником весны и 8 марта! Желаем солнечного настроения, любви и всего наилучшего!

 

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех защитников Отечества с праздником! Здоровья и благополучия!

 

 

В январе 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин выступил в роли преподавателя по эффективным технологиям публичных выступлений в рамках программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью», которая реализовывалась Институтом дополнительного образования Волгоградского государственного университета (ИДО ВолГУ).

 

 

Список сообщений по тегам

На портале одного из сообществ менеджеров недавно была опубликована статья о том, что переговоры как формат коммуникации фактически «умерли». Автор материала высказал точку зрения, что мы живем в эпоху супермаркетов и маркетплейсов с фиксированными ценами, офертами и условиями. Везде «правят бал» компьютерные технологии и скрипты продаж. В силу этого никто из сотрудников современных компаний не ведет переговоров с покупателями и иными контрагентами.

Аналогичным образом, компании и работники сейчас не ведут никаких переговоров друг с другом. Работодатели относятся к сотрудникам как к ресурсу, который имеет свои параметры полезного использования и который можно при необходимости заменить. Поэтому компании не верят в лояльность работников и не стремятся их удерживать. Трудовые ресурсы просто «покупают» на свободном рынке  или «перекупают» у других компаний, предлагая людям большую оплату труда.

В силу описанных причин все переговорные техники и «фишки», которые описываются в книгах и демонстрируются в художественных фильмах утратили свою актуальность. И вести переговоры и торговаться в современном мире можно разве что с бабушкой, продающей ягоды на рынке.

Описанная выше точка зрения мне представляется однобокой и более чем спорной.

Конечно, бессмысленно отрицать, что сейчас широко распространены разного рода супермаркеты и маркетплейсы. Также согласен, что многие компании ведут свою деятельность с использованием публичных оферт, в которых содержатся условия договора присоединения («принимай обозначенные условия сотрудничества без каких-либо изменений или ищи себе другого делового партнера»). И порой аналогичный по своему смыслу подход переносится компаниями на кадровую политику. 

Но, все это никак не означает, что переговоры (как формат коммуникации) «умерли».

Во-первых, поле для ведения переговоров в бизнесе имеется не только в случае продажи товаров, работ и услуг. Переговоры могут быть способом урегулирования различных конфликтных и спорных ситуаций (например, связанных с нарушением компанией или ее контрагентом сроков исполнения обязательств, с возникновением задолженности, с причинением убытков и т.п.). Также переговоры могут быть способом поиска консенсуса или создания коалиции «правящего большинства» среди представителей различных сообществ (например, среди учредителей коммерческой компании, среди владельцев помещений в нежилом здании и т. п.).

Во-вторых, если говорить про переговоры применительно к продаже товаров, работ и услуг, то нельзя все мерить одним аршином. Бизнес ведь бывает разный. И по масштабу (малый, средний и крупный), и по клиентам (В2В, В2С, В2G), и по отрасли экономики, в рамках которой ведется коммерческая деятельность.

«Механика» подготовки и заключения сделок, когда закупщиком продукции выступает государство или публичное акционерное общество и, когда закупщиком выступает мелкая компания, существенно различаются. В первом случае поле для переговоров о количестве, цене и других характеристиках товара может отсутствовать (в силу того, что закупка проходит в виде максимально четко и подробно регламентированного электронного аукциона ). А во втором -  быть безгранично огромным.

В-третьих, рынок труда в разных регионах и применительно к разным профессиям и специальностям весьма неоднороден. Профессионалов одного профиля может быть множество, а другого посчитать по пальцам. И как бы не были выстроены бизнес-процессы компании, если на рынке труда в месте нахождения компании нет большого количества, скажем, сварщиков, токарей или монтажников, то компания будет вынуждена вести переговоры с действующими работниками соответствующего профиля, чтобы их удержать (если они заводят разговор о том, что хотят покинуть компанию). Кроме того, поле для переговоров с работниками есть и в ходе текущей деятельности компании. Так, например, для привлечения к сверхурочной работе нужно по законодательству получить согласие работника. А сделать это без переговоров невозможно.

В-четвертых, переговоры - это формат коммуникации, который используется не только в бизнесе. Место для переговоров есть и в повседневной жизни, когда люди хотят достичь соглашения о купле-продаже имущества (машины, квартиры и т.п.), о месте и времени совместного отпуска, о воспитании общего ребенка и т.п. Также место для переговоров есть и в масштабах межгосударственных дипломатических отношений.

По описанным выше причинам, я уверен в том, что переговоры были и остаются «живыми». Одновременно с этим, полагаю, что нет никаких оснований считать, что переговоры «умрут» в будущем.

Алексей Дудин

Переговоры о заключении договора имеют не только коммуникативный, но и юридический аспект. В России соответствующие правовые моменты закреплены в статье 434.1 Гражданского кодекса РФ.

Данная статья закрепляет общее правило о том, что если иное не предусмотрено законом или договором, то граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто.

Вместе с этим статья 434.1 Гражданского кодекса РФ предусматривает определенные требования к ведению переговоров и последствия их несоблюдения.

Их суть заключается в следующем.

При вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.

Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются:
1) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.

Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом. Обозначенное правило о возмещении убытков не применяется к гражданам, признаваемым потребителями в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Если в ходе переговоров о заключении договора сторона получает информацию, которая передается ей другой стороной в качестве конфиденциальной, она обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности она должна возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей. Обозначенное правило о возмещении убытков не применяется к гражданам, признаваемым потребителями в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Стороны могут заключить соглашение о порядке ведения переговоров. Такое соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности. Соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений. Условия соглашения о порядке ведения переговоров, ограничивающие ответственность за недобросовестные действия сторон соглашения, ничтожны.

Описанные выше правила применяются независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров.

Алексей Дудин

Когда речь идет о деловых переговорах, то достаточно часто их подразделяют на два формата - «мягкие» и «жесткие».

В рамках первого формата общение строится на принципах взаимного уважения, доверия, учета мнений и интересов обеих сторон, а также конструктивного обсуждения всех необходимых вопросов. Концептуальную базу «мягких» переговоров отражает идея «выиграл - выиграл» (win-win), когда выгоду от переговоров и их итогов должны получить обе стороны.

В рамках второго формата общение подразумевается без какой-либо оглядки на интересы и комфорт визави. Задача переговорщика «давить», «поджимать» и «прогибать» другую сторону переговоров с целью получения от нее всех возможных уступок и максимизации своей выгоды.

Какому формату переговоров нужно учиться деловому человеку?

Отвечая на этот вопрос, многие люди дают ответ, что первому. И обосновывают свое мнение тем, что все по-настоящему добрые партнерские отношения строятся именно по тем принципам, которые лежат в основе «мягких» переговоров.

С этим спорить сложно. Без умения строить долгосрочные стратегические отношения с клиентами, поставщиками, подрядчиками, инвесторами, работниками и т.п. добиться успеха в бизнесе действительно вряд ли возможно.

Вместе с тем, мне кажется, что учиться нужно обоим форматам общения.

Владеть техниками «жестких» переговоров важно, чтобы уметь грамотно себя вести в случае попыток «нападения» со стороны визави. Ведь, как гласит одна известная восточная пословица: «знакомство может начаться и с пинка». И ни у кого из нас нет гарантий, что на деловом пути нам будут встречаться только приятные и вежливые люди, постоянно пребывающие в здравом уме и добром расположении духа.

Опыт показывает, что когда ваш партнер по переговорам, исповедует принцип, что со слабыми нет смысла договариваться (их нужно просто подчинять своей воле и своим интересам), то самым простым и быстрым способом переключить его в режим конструктивного общения, как правило, является демонстрация силы и готовности к жесткому диалогу. Когда люди понимают, что лучше договариваться, чем воевать, они прибегают к дипломатии и, даже порой, начинают сами первыми делать уступки.

Ну и в заключение анекдот на указанную тему.

Поздней зимней ночью к одинокому прохожему на улице подходит вразвалочку небритый мужик, достает нож и грубо спрашивает: «Деньги есть?». Прохожий спокойно смотрит на мужика, затем достает из под пальто топор и отвечает: «А тебе зачем?». Мужик оценив ситуацию, убирает нож, достает тысячу и меняя тон, подчеркнуто вежливо говорит: «Да... вот... это ... подарить тебе хочу ...».

Алексей Дудин